Тема: Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Цель: актуализировать умения педагогических работников конструировать многофункциональную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника ДОО на каждом из этапов его развития.
План проведения
I. Нормативно - правовые основы конструирования развивающей предметно–пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО. (читать далее...)
II. Теоретические и практические аспекты конструирования развивающей предметно–пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями Стандарта. (читать далее...)
Создание развивающей предметно-пространственной среды в "пилотной" группе ДОУ
Какие игрушки нужны детям?
правила экспертов
Процедура оценивания. Используется метод экспертных оценок. Экспертиза проводится экспертами, имеющими соответствующую квалификацию в данной области. Используется пятибалльная (от 1 – минимум, до 5 – максимум) или 7-бальная дихотомическая (-3 -2 -1 0 1 2 3) шкалы выраженности оцениваемых признаков.
Экспертами оцениваются следующие параметры.
I. Физические (технологические) параметры.
1. Визуальные:
1) композиция и гармоничность всех частей игрушки,
2) цвета игрушки и их сочетаемость,
3) природосообразность – степень соответствие реальности,
4) акцентирование частей (например, глаза, зубы и клыки, размеры головы по отношению к туловищу и пр.),
5) степень условности фигуры живого существа, детализация;
Особо оцениваются: мигание света, резкие неестественные цвета.
2) вербальные показатели слов, фраз, издаваемых игрушкой – различимость, понятность, язык (родной или иностранный);
3) смысловой/лингвистический анализ текстов языка: говорящие куклы, др. игрушки, азбуки.
Особо оценивается риск превышения допустимого уровня громкости звука.
6. Кинетические:
1) побуждающие двигательную активность ребенка, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей,
2) игрушки (механические, электронные, электрические), производящие разнообразные движения, их характер:
резкий,
быстрый,
зигзагообразный и пр.
Особо оценивается: риск наличие вибрации, выстреливающего эффекта и пр.
Экспертиза физических рисков игровой продукции предполагает анализ следующих моментов:
– игрушки и игровые материалы (а равно их упаковки), представляющие опасность удушения;
– игрушки и игровые материалы, статическое или динамическое состояние конструктивных элементов которых (выступы, струны, острые части и др.) не исключает причинения ребенку опасных ран;
– игрушки, мелкие конструктивные элементы которых не исключают их отделения и проглатывания ребенком, либо материал изготовления (мех, ткань) или покрытия (лак, краска) способны вызвать аллергические реакции и приступ удушья;
– игрушки, предусматривающие выстреливание каких-либо предметов, форма, состав и развиваемая кинетическая энергия которых могут причинить телесное повреждение использующему их ребенку или третьим лицам;
– игрушки и игровые материалы, элементы и конструктивные особенности которых не исключают причинения ребенку термических или химических ожогов;
– электрические, электротехнические или электронные игрушки, конструктивные элементы которых не исключают поражения ребенка электрическим током;
– игрушки, элементы и конструктивные особенности которых (цветное мигание, вибрация) не исключают причинения ребенку мозгового нарушения по типу эписиндрома.
II. Игровая продукция должна соответствовать и анатомо-физиологическим критериям:
половозрастным характеристикам ребенка,
росту,
массе тела,
размеру руки, дающей возможность захвата предмета и пр.
III. Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку следующих критериев:
2. Психоэмоциональный – что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит?
3. Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного?
4. Социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.?
IV. Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности:
1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:
оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;
содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий.
2. Игрушки устрашающего характера:
способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;
детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме,
травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф,
детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства14;
детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;
изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса и агонии.
3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие интимные наклонности детей как поведение жертвы:
связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;
побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;
провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животному.
4. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку16.
5. Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного17.
6. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного или результаты таких процессов.
7. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.
V. Духовно-нравственная безопасность игровой продукции – необходимый принцип оценки игровой продукции, позволяющий определить риски игр и игрушек на личностно-смысловом, тонко психологическом18 уровне, что, при этом, значительно усложняет экспертизу игровой продукции.
1. К детским игрушкам, затрагивающим духовно-нравственную сферу, относятся:
изображающие или моделирующие оккультно-мистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов;
посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей;
связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании;
способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности;
явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребенка.
сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных отношений;
провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отношения, в том числе с использованием реальных или виртуальных образов человека, животных или существ, имеющих явное сходство с человеком;
побуждающие детей дошкольного возраста к сексуальным контактам (их имитации), формирующие представления о допустимости форм половой распущенности, о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи;
формирующие представления о педофилии, детской проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения либо как о продвинутом, модном образе жизни;
изображающие или моделирующие изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, любые действия сексуального характера в отношении взрослого или ребенка;
связанные с изображением или моделированием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании (беременная кукла Барби, у которой можно вскрыть живот и достать плод).