Пятница
25.07.2025
11:12
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ Здвинский детский сад "СОЛНЫШКО"
Главная Регистрация Вход
рмо сарыбалык »
Меню сайта

Наши группы

Документы

Родителям

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 64

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Индивидуализация образовательного пространства ДОУ как средство развития ребенка

 

Комментарии к слайдам

 (1 слайд) Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. ФГОС ДО от 17 октября 2013 года вводит понятие индивидуализации дошкольного образования.

(2 слайд)  П.1.4. ФГОС «Основные принципы дошкольного образования», среди которых:

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

      (3 слайд) Таким образом, в условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных становится задача индивидуализации образования.

При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении отдельных форм деятельности.

       В связи с этим возникла необходимость пересмотреть организацию  образовательного пространства в соответствии с ФГОС ДО. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Задача педагогов при этом: организация образовательного пространства таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

       Мы посещали семинары, изучали программу и  работали над изменением образовательной среды в группах нашего сада.  И сейчас мы хотим представить свой опыт.

      (4 слайд) Как известно, самую первую и главную собственность ребенок получает сразу после рождения, и это, конечно, его имя. Поэтому мы постарались позаботиться о том, чтобы имя ребенка в группе встречалось как можно чаще. В старшей  группе большинство ребят уже умеют писать свое имя и с удовольствием участвуют в таком режимном моменте, как «Я пришел, и я пришла».  Приходя в детский сад, дети нашей группы вписывают свои имена в специальные листочки, оповещая тем самым окружающих, что он уже здесь и готов приступить к взаимодействию с миром. На самом деле вариантов показать свою открытость миру много: это, например, стенд, куда малыш может прикрепить свою фотографию, придя в детский сад или облачка на ленточке с именем и фотографией ребенка (уходя домой, малыш переворачивает облачко – все, он ушел).

      (5 слайд) Детские стульчики были отмечены наклейками с именами. Это оказалось к тому же очень удобным: всегда было понятно, кто оставил свой стульчик, не возникало проблем по поводу того, что кто-то занял не свой стул. Кроме того, это стимулирует у детей развитие навыка чтения.

      (6 слайд) В группе мы устраиваем  персональные выставки творческих работ детей. Это дает возможность ребенку проявить свои способности, развивает творческую активность, инициативность, а в других детях группы воспитывает умение уважать труд товарища, оценивать его работы, развивает внимание.

     (7 слад)  В группе мы отвели место под «спонтанные» выставки. Сначала это был простенок, где дети прикрепляли свои работы, теперь это большой магнитный стенд с именными магнитами, которыми ребята крепят рисунки, аппликации, созданные ими в самостоятельной деятельности  под впечатлением от прослушанной сказки или рассказа, от беседы по какой-либо теме.

     (8 слайд)  Мы заметили в процессе работы, что детям очень хочется писать свое имя самостоятельно как можно чаще, поэтому придумали для них еще один режимный момент: «Я все съел, и я все съела на обед», у которого был несомненный плюс: это очень хорошо стимулирует «малоежек». Сразу оговорюсь: если у ребенка по медицинским показаниям есть ограничения в приеме той или иной пищи, это обязательно учитывается.

      (9 слайд) Также мы предложили родителям принять участие в оформлении минипортфолио о каждом ребенке. Родители горячо поддержали нас в этом, и вскоре на безликих кабинках появились красочные индивидуальные творческие работы родителей о своих детях. Каждое портфолио сообщает не только имя ребенка, но и рассказывает о его интересах, любимых игрушках, родственниках, домашних питомцах. Это позволяет педагогам лучше понять каждого малыша, стимулирует развитие связной речи детей и навыков чтения, а каждый родитель горд тем, что посвятил свою работу дорогому человечку и украсил кабинку своего малыша. Все портфолио заламинированы, что позволяет им прослужить долго, и способствует эстетизации пространства. Кроме того, мы изначально отказались от идеи оформления их в одном стиле, чтобы расширить поле для фантазии и творчества родителей.

    (10 слайд)   Стенд «мое настроение» позволяет ребятам оценивать свое эмоциональное состояние, подбирать соответствующую пикторгамму, а также лучше понимать, что происходит с настроением товарищей по группе. Если мы видим, что кому-то грустно, стараемся развеселить, если малыш злится, даем успокоиться, побыть наедине с собой, если кто-то удивлен, совершил какое-то открытие, просим поделиться с нами.

       (11 слад) Обязательно к каким-либо событиям в жизни ребенка мы готовим вместе с его товарищами минигазеты, например, «С днем рождения», «С рождением братика». Это позволяет ребенку почувствовать себя самым главным в этот день. Если ребенок долго отсутствует, передаем с мамой самодельную открытку с пожеланием поправляться быстрее. Это дает малышу осознание его ценности для коллектива, значимости в жизни товарищей.

      (12 слайд) При изучении какой-либо лексической темы мы предлагаем всем детям  и их родителям проявить себя творчески, поучаствовав в выставках рисунков, фотографий, поделок, конкурсах, в создании книг, альбомов. Это безусловно способствует обогащению среды детского сада, развивает в ребятах уверенность в себе, желание поделиться опытом, воспитывает уважение к чужому труду, укрепляет дружеские чувства.

     (13 слайд)  Рассматривание альбома с фотографиями детей в кругу семьи – любимое занятие ребят в минуты досуга.  Ребята учатся рассказывать о своих родных, выражать свои чувства по отношению к близким, а в редкие моменты грусти и тоски по маме такая фотография – утешение и надежда на скорую встречу. Есть у нас еще фотоальбомы «Мои друзья», «Мой питомец». А большая общая фотография группы помогает ощутить единство всех ребят, ведь мы не можем друг без друга.

           (14 слайд) Создаваемые ребятами коллекции позволяют удовлетворить их потребность в собирательстве, учат систематизировать, помогают налаживать общение со сверстниками, развивают эрудицию. Периодически ребята приносят свои домашние коллекции, рассказывают об экспонатах, это, опять же, позволяет им почувствовать себя в центре внимания.

     (15 слайд)   Для облегчения вхождения детей в режим, создания благоприятного эмоционального фона и положительного «заряда» на весь день мы ежедневно организуем утреннее приветствие. Это легкие стихи, с помощью которых можно подготовить детей к межличностному общению,  развивать эмпатию, воспитывать навыки культурного общения, учить образовывать уменьшительно-ласкательные имена. Передавая свое хорошее настроение товарищам, можно помочь тому, кто грустит, кто с трудом просыпается по утрам. Главное, делать это с улыбкой.

          (16 слайд)     Очень часто педагоги сетуют на то, что дети не хотят убирать за собой игрушки после игр, но мы придумали способ решить эту проблему: с «Медалями дежурных» процесс уборки игровых зон занимает совсем немного времени и превращается для детей в ответственное поручение. Причем ребята выбирают медали по желанию, и тщательно выполняют задание. Это учит их принимать решения, учит самоконтролю, воспитывает желание поддерживать порядок и уважать труд своих товарищей и взрослых.

      (17 слайд)      Обязательным условием поддержания дисциплины в группе служат правила. Правила во всем: при проведении занятий, в совместной и самостоятельной деятельности детей, на прогулках и т.д. Причем, правила для различных ситуаций предлагают сами ребята, педагог записывает, потом эти правила оформляются в отведенном месте, и в случае, если кто-то их нарушает, ребята могут сами это заметить и напомнят нужное правило еще раз. Ведь так приятно, когда все соблюдают порядок, и среди ребят нет ссор и драк, что снижает риск травмирования.

      (18 слайд)       Просматривая сайты других детских садов, мы решили внедрить их опыт оформлением замечательного стенда «Мальчики + девочки», и создали подобный в нашем детском саду.  Центр «Мальчики + девочки» помогает малышам освоить навыки счета, ребята поняли, что самих себя считать гораздо интереснее, кроме того, у детей развиваются зрительная память, мыслительные процессы, навыки сравнения чисел. Считают они себя теперь по нескольку раз в день.

          (19 слайд)          Образовательное пространство организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам активности) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и так далее. Пространство зонировании так, чтобы зоны-антогонисты находились подальше друг от друга, для этого пространство преобразовываем с помощью ширмы и мягких модулей. Это позволяет ребятам заниматься любимой игрой и не мешать друг другу.

          (20 слайд)    Мы познакомились с множеством идей по созданию самодельных игр и пособий, ведь, как известно, игры, созданные своими руками гораздо интереснее магазинных, кроме того, создание игры – процесс не менее увлекательный, чем сама игра. Мы создали несколько игр и пособий своими руками, ребята просили родителей им помочь, а потом играли сами, с мамами и папами, с воспитателями и товарищами. Работа по созданию самодельных игр продолжается. Такое увлекательное занятие развивает мышление, навыки аккуратного выполнения работы, мелкую моторику, творческую активность, связную речь, воспитывает умение ценить труд.

      (21 слайд)     С введением ФГОС ДО стало обязательным наличие в каждой группе места для уединения, которое помогает улучшить эмоциональное состояние ребенка, успокоиться, отдохнуть от суеты, подумать.  Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую деятельность. Уголки уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть. У нас это упругие подушки, мягкие игрушки, и несколько модулей, которые позволят отгородиться от окружающих и посидеть с фотоальбомом, любимой игрушкой или просто полежать.

       Хочется отметить, что в процессе индивидуализации образовательного пространства  группы мы столкнулись с некоторыми трудностями: жесткая планировка группы создавала нам трудности в зонировании. Но мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи. Насыщенная предметно-развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка,  становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов.

 

 

 

 

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта